Пандемия коронавируса ударила в многочисленные отрасли и сферы жизни, связанные с гастрономией, туризмом и гостиничным бизнесом. Логистический сектор также столкнулся с трудностями, которые заставили внести организационные и технологические изменения. Поддержание ликвидности перевозок с учетом введенных ограничений перешло в ранг искусства.
Вирус Covid-19, правительственные ограничения и карантин препятствовали свободному передвижению товаров как на локальных, так и глобальных рынках. Изменения в управлении логистическими цепочками оставались вопросом времени. Однако локдаун и государственные программы для поддержки предпринимателей, так называемые «ковидные законы», стали мотивацией к действию.
Снижение объемов грузоперевозок было связано со сложностью доставки товара от отправителя до конечного получателя в установленные сроки. Умение адаптироваться к «новой реальности» стало решающим аспектом. Финансовая стабильность компаний определялась разнообразием предоставляемых услуг, присутствием на нескольких рынках и альтернативными планами действий.
Изменилась специализация логистических компаний. Например, компании из автопрома испытывали трудности, связанные с закрытием заводов в Европе. Поэтому автомобильный и топливный сектор начал инвестировать в новые отрасли и рынки. Возросло значение диверсификации и национальной промышленности.
Предполагается, что Китай по-прежнему останется доминирующим звеном в мировой логистической цепочке. Однако временная остановка первой мировой фабрики, которая привела к нехватке доступа к компонентам, повысила значимость местной дистрибуции. Чтобы свести к минимуму подобные ситуации в будущем, в марте и апреле Клиенты начали искать локальные складские площади.
Также вырос интерес к буферным складам. Все больше компании ищут дополнительные складские помещения для хранения на полгода или год вперед. В первую очередь это касается компаний, которые импортируют товары из Поднебесной. Новые логистические решения направлены на предотвращение торговых ограничений.
Мариуш Борковски
«С другой стороны замечаем европеизацию поставщиков. Партнеры из Европы занимают места подрядчиков из Китая. Как следствие, это приведет к спросу на местные склады с небольшой площадью», – комментирует кантри менеджер AsstrA в регионе Польша Мариуш Борковски.
Коронавирус не повлиял на принцип оказания транспортных услуг. Эволюции подверглась сама транспортная отрасль. В период карантина авиатранспорт стал в 4 раза дороже, чем до пандемии. Однако благодаря оперативной доставке по воздуху медицинские и гигиенические товары по-прежнему возили воздушным путем.
«Интерес вызвали интермодальные услуги. „Тиры на рельсах” и контейнерные перевозки считаются экологически безопасными из-за малых выбросов углекислого газа и отсутствия водителей. Интермодальный бум подтверждается статистикой VSL (The Value of a Statistical Life): рост интермодальных перевозок на 27% в Германии и на 39% в Польше во внутренних перевозках», – добавляет Мариуш Борковски.
Ускоряется диджитализация логистических процессов. Рынок электронной коммерции бьет рекорды, а курьеры закатывают рукава. Однако это косвенный эффект от Covid-19, так как изменился способ общения. Компании перешли на теле- и видеоконференции. До сих пор самой сложной задачей по-прежнему остаются операционные расходы.