Пандемия коронавируса ударила в многочисленные отрасли и сферы жизни, связанные с гастрономией, туризмом и гостиничным бизнесом. Логистический сектор также столкнулся с трудностями, которые заставили внести организационные и технологические изменения. Поддержание ликвидности перевозок с учетом введенных ограничений перешло в ранг искусства.
Вирус Covid-19, правительственные ограничения и карантин препятствовали свободному передвижению товаров как на локальных, так и глобальных рынках. Изменения в управлении логистическими цепочками оставались вопросом времени. Однако локдаун и государственные программы для поддержки предпринимателей, так называемые «ковидные законы», стали мотивацией к действию.
Снижение объемов грузоперевозок было связано со сложностью доставки товара от отправителя до конечного получателя в установленные сроки. Умение адаптироваться к «новой реальности» стало решающим аспектом. Финансовая стабильность компаний определялась разнообразием предоставляемых услуг, присутствием на нескольких рынках и альтернативными планами действий.
Изменилась специализация логистических компаний. Например, компании из автопрома испытывали трудности, связанные с закрытием заводов в Европе. Поэтому автомобильный и топливный сектор начал инвестировать в новые отрасли и рынки. Возросло значение диверсификации и национальной промышленности.
Предполагается, что Китай по-прежнему останется доминирующим звеном в мировой логистической цепочке. Однако временная остановка первой мировой фабрики, которая привела к нехватке доступа к компонентам, повысила значимость местной дистрибуции. Чтобы свести к минимуму подобные ситуации в будущем, в марте и апреле Клиенты начали искать локальные складские площади.
Также вырос интерес к буферным складам. Все больше компании ищут дополнительные складские помещения для хранения на полгода или год вперед. В первую очередь это касается компаний, которые импортируют товары из Поднебесной. Новые логистические решения направлены на предотвращение торговых ограничений.
![]()
Мариуш Борковски
«С другой стороны замечаем европеизацию поставщиков. Партнеры из Европы занимают места подрядчиков из Китая. Как следствие, это приведет к спросу на местные склады с небольшой площадью», – комментирует кантри менеджер AsstrA в регионе Польша Мариуш Борковски.
Коронавирус не повлиял на принцип оказания транспортных услуг. Эволюции подверглась сама транспортная отрасль. В период карантина авиатранспорт стал в 4 раза дороже, чем до пандемии. Однако благодаря оперативной доставке по воздуху медицинские и гигиенические товары по-прежнему возили воздушным путем.
«Интерес вызвали интермодальные услуги. „Тиры на рельсах” и контейнерные перевозки считаются экологически безопасными из-за малых выбросов углекислого газа и отсутствия водителей. Интермодальный бум подтверждается статистикой VSL (The Value of a Statistical Life): рост интермодальных перевозок на 27% в Германии и на 39% в Польше во внутренних перевозках», – добавляет Мариуш Борковски.
Ускоряется диджитализация логистических процессов. Рынок электронной коммерции бьет рекорды, а курьеры закатывают рукава. Однако это косвенный эффект от Covid-19, так как изменился способ общения. Компании перешли на теле- и видеоконференции. До сих пор самой сложной задачей по-прежнему остаются операционные расходы.