В конце декабря в Ухане, китайская провинция Хубэй, зарегистрировали первые случаи пневмонии, вызванной новым вирусом 2019-nCoV. Именно в этой провинции расположено рекордное количество предприятий автомобильной промышленности. В начале февраля вирус нанес удар горнодобывающей, автомобильной, фармацевтической и электронной отраслям, а также транспорту и логистике.
Международная группа компаний AsstrA представлена в странах СНГ, Европы, Азии и США. Филиал группы компаний открыт и в Китае, откуда отправляются многочисленные поезда с грузами в европейские страны, включая Польшу. Европейский отдел железнодорожных перевозок AsstrA расположен в польском городе Малашевичи – главном сухопутном порту Европы. На переходе обрабатывают экспорт и транзит наибольшего количества китайских контейнерных поездов со станций Чэнду и Ухань, Сиань и Сямынь, Хэфэй, и Сучжоу, а также Чунцин и Чжэнчжоу.
«Привычно, что во время китайского Нового года, который длится неделю, транспортный поток уменьшается. В этом году наблюдается снижение грузопотоков из-за приостановки работы промышленных предприятий в КНР. В начале марта ситуация начала нормализоваться. Ожидается, не сокращение количества железнодорожных перевозок, а смещение дат. Беспокойство вызывает риск возникновения заторов на границе. По запросу корпоративных Клиентов команда AsstrA разработала логистику доставки груженых китайских контейнеров вагонами в страны ЕС не только из Малашевич, но и из белорусского Бреста. Клиенты опасаются скопления поездов на границе и образования пробок», – комментирует руководитель европейского отдела железнодорожных перевозок AsstrA Эва Трохимюк.
Спрос на товары из Китая не снизился. Грузы из Поднебесной импортируются. В середине февраля из Чэнду отправлено 140 000 тонн грузов, что на 80% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот период Чэнду отправил и принял 260 грузовых поездов.
«Часть проблем жители Европы не замечают. В Китае грузоперевозки вагонами стали альтернативным решением в ситуации нехватки водителей грузовиков. Аэропорты стали перегружены, в морских портах возникла нехватка контейнеров. Несмотря на трудности с транспортировкой на первой и последней миле, в феврале в Поднебесной загружено 171 000 вагонов. Это на 5 000 больше, чем за аналогичный период в 2019 году. Контейнерные перевозки увеличились на 39,5%. В марте возобновило движение еще большее число железнодорожных грузовых поездов. Часть из них еще в пути. Чэнду, Сиань, Чунцин, Чанша и некоторые другие городские железнодорожные терминалы поддерживали нормальное функционирование во время эпидемии. Поэтому в Чэнду и Сиане работа не прерывалась ни на один день.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт оказался наиболее выгодным, быстрым и стабильным вариантом перевозки. Средняя скорость доставки товаров по железной дороге из Китая до получателей в Европе составляет 15 дней. Недавно железнодорожный транспорт в провинции Хубэй восстановил работун. В Китае возвращается к жизни логистика первой и последней мили. Сегодня 60% грузовых автомобилей функционируют в густонаселенных городах. Это означает, что снова возможна доставка грузов на терминалы и склады, а также импортных товаров покупателям в Китае», – добавляет Эва Трохимюк.
Электроника, продукция автопрома и древесина – лидеры в экспортных и импортных товарных группах. Если речь идет об электронике из Китая, то это продукты производителей Dell, Lenovo, TCL. Что касается древесины, основной импорт идет из России. Станция Чунцин принимала и отправляла 2-3 поезда в день в феврале и снизила тарифы на поезда в Европу на 30%. После 20 февраля большинство провинций возобновили отправку грузовых поездов в Европу. Чжэнчжоу восстановил регулярное соединение с Европой с двухнедельной задержкой и благополучно отправил поезда в Гамбург, Мюнхен, Льеж и другие города.
«Импорт товаров по железной дороге оживает. В начале февраля произошло некоторое, но не критичное снижение объема. Китай перенаправил значительную часть экспорта в Сиань. Ежедневно, за редким исключением, поезда покидали город , сводя к минимуму негативное влияние на логистику закрытого Уханя», – делится специалист китайского отдела в AsstrA Влад Мартин.
Коронавирус способен поразить не только многочисленные страны по отдельности, но и сложную систему мировой экономики, возникшую в результате процесса глобализации. Поэтому так важно быть готовым к изменениям в отрасли и предпринять необходимые шаги для предотвращения кризисов заранее.