Глобальная пандемия подчеркнула необходимость бесперебойной работы цепи поставок. Введенные государствами меры для ограничения распространения вируса повлияли на все отрасли жизни, в том числе на функционирование логистической системы. Как вирус и карантин изменили рынок морских перевозок выясняем у Миколаса Токаренко, руководителя отдела морских перевозок AsstrA в странах Балтии и Беларуси.
Насколько пандемия повлияла на перераспределение морских грузопотоков?
Проверенные трейд-лейны, по которым Клиенты отдела регулярно заказывают доставку, остались неизменны: Китай-Беларусь, Китай-Россия, Китай-Литва. Под влиянием пандемии снизилось число импортных перевозок из Китая и Испании. Зависимость от китайского экспорта ощутимо нарушила цепи поставок в начале пандемии, спровоцировав задержки по отгрузке. Поэтому ряд стран уже открыто заявил о потребности пересмотра сложившихся маршрутов.
В первом квартале 2020 работу продолжали «по инерции»: отгружали товары, произведенные до Китайского Нового Года по контрактам 2019 года. Со второго квартала снизился спрос на перевозки для строительного сегмента, отрасли fashion и автопрома.
Одновременно возросли доставки продуктов питания длительного хранения. Среди перевозимого ассортимента фигурировала консервация, орехи, товары повседневного спроса, фармацевтические препараты и средства индивидуальной защиты. Во время карантина фокус сместился на товары первой необходимости.
Еще одним фактором влияния стала просадка белорусского рубля в марте 2020 года. С одной стороны, импортные товары, которые оплачиваются в иностранной валюте, выросли в цене. Это повлияло на снижение объемов импорта. С другой – подешевевший рубль сделал экспорт белорусских товаров (древесина и изделия из дерева, сухое молоко, мясо, удобрения) более конкурентно способным.
Как изменились процедуры в портах в связи с пандемией?
Процессы адаптированы под новые реалии и больших задержек по операциям не наблюдается. В портах применяют общепринятые меры предосторожности: использование индивидуальных средств защиты и сохранение дистанции.
При необходимости вводился карантин. В Китае, например, водители, которые доставляют контейнеры в порты из других провинций, обязаны проходить двухнедельный карантин. В Бразилии зарегистрированы случаи карантина целых судов. В некоторых портах введены ограничения на замену экипажа судна.
- Стоимость и количество морских перевозок изменились под воздействием карантинных мер?
Сложившаяся ситуация негативно повлияла на стоимость морского фрахта. Из-за снижения объема грузопотоков для ряда отраслей морские линии вводили blank sailing (англ. отмена рейса) по направлениям Китай-Европа, Китай-США. Подобные меры привели к дефициту мест на судах и приоритету отгрузок по более высокой стоимости.
Уменьшившийся покупательский спрос спровоцировал снижение импорта в Прибалтику. Меньше импортных грузов – меньше пустых контейнеров для экспорта. Из-за нехватки тары и мест на океанских судах выросли экспортные ставки.
Также влияние оказало мартовское падение цен на нефть, которое спровоцировало общее снижение ставок морского фрахта. Некоторые сегменты рынка показывают рост, другие, наоборот, проседают. При этом суммарное количество перевозок скорей падает, чем растет.