Пандемия коронавируса негативно повлияла на многочисленные отрасли и сферы бизнеса. Особенно пострадали туризм, гостиничный и ресторанный сектор. Несмотря на экстремальные условия транспортно-логистическая отрасль сохраняет конкурентные позиции, поскольку коронавирус обусловил новые перспективы для рынка.
По аналитике компании Personnel Service, которая занимается подбором и управлением персоналом, массовые увольнения логистике не грозят. Эксперты утверждают, что спрос на логистические услуги сохранится. В то время пока сегмент HoReCa (Hotel, Restaurant, Catering/Cafe) первым попал под удар вируса, производители продуктов питания, косметики, медицинских изделий работали на полной скорости. Это сформировало повышенный спрос на транспортные услуги в указанных отраслях.
Пандемия ускорила также развитие рынка e-commerce. Введение правительственных мер борьбы с вирусом и ограничения для традиционных покупок стали движущей силой для интернет-торговли. Изменились потребительские привычки, наступил переход в онлайн с вытекающим увеличением перевозок для электронных заказов. До сих пор покупки в сети пользовались популярностью во время новогодних праздников и ежегодных распродаж «Черная пятница» и «Кибер понедельник».
За последние три месяца отмечается становление внутренней логистики, которая фокусируется на перевозках внутри страны и доставках на короткие расстояния. Тенденция относится к электронной коммерции и онлайн-торговли.
Согласно исследованию «Global State of the Consumer Tracker», подготовленному компанией Deloitte, польские клиенты не вернулись к докарантинным потребительским привычкам. Коронавирус поменял систему потребительских ценностей. Конечные покупатели уделяют больше внимания выгодному расположению магазина, чем ценам на товары. По словам респондентов Deloitte, 53% поляков готовы покупать польские продукты, даже если цена на них выше средней. Такое поведение потребителей благоприятно повлияло успеху небольших локальных фирм.
Ожидается плавное сокращения цепочек поставок и, как следствие, развитие местной и европейской торговли. Возможно со временем возникнет потребность в перемещении складов ближе к Польше или в увеличении занимаемых площадей ввиду приумноженных складских запасов. Повлиять на это могут изменения в законодательстве.
Постепенное ограничение поставок из Китая может привести к экономическому расцвету европейских стран. Повлияют на это введенные ограничения, а также сокращение количества посылок из Азии. Это еще один шанс для развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в Польше.
С начала пандемии польские перевозчики регулярно выполняют национальные и международные транспортные заказы. Количество перевозок внутри страны можно сравнить с ситуацией до пандемии. В апреле 2020 года компания INELO, создатель телематической системы GBOX для координации грузовых перевозок, подготовил отчет о влиянии вируса на логистические компании. Из отчета видно, что польские транспортные провайдеры быстро адаптировались к ситуации на рынке.
«Для регулярности транспортных потоков и оптимизации затрат необходима оцифровка логистической отрасли. Грамотное планирование маршрутов повысит рентабельность компаний. Изменение потребительского поведения, новые технологии, цифровизация изменят имидж отрасли, что принесет ощутимую пользу местному бизнесу», – комментирует кантри менеджер по региону Польша в AsstrA Мариуш Борковски.