Беспрецедентный 2020 год перевалил за экватор. По мере приближения к 4 кварталу растут опасения возникновения второй волны пандемии. Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, деловая производительность постепенно увеличивается. Флагман восстановления мировой экономики – Китай. Страна, которая первой пострадала от вируса и первой показала пример выхода из кризисной ситуации.
По оценке отдела исследований и развития транспортно-логистической компании AsstrA увеличение производственной активности в последнем квартале 2020 года повлияет на рынок грузоперевозок гораздо сильнее чем в прошлом году. Причина роста востребованности транспортных услуг кроется в отложенном из-за карантинных мер спросе.
С начала 2020 до марта наблюдалось снижение экономических инициатив и предложений на фоне ситуации в КНР, крупнейшем мировом экспортере. В ЕС первой от вируса пострадала Италия, где с 9 марта ввели меры для сдерживания роста заболеваемости.
Виталий Еременко
«В начале пандемии ряд перевозчиков отказывался принимать грузы. Транспортные компании, которые продолжили бизнес, адаптировали графики и условия работы водителей в соответствии с требованиями ВОЗ. Поэтому доступный объем транспортных мощностей сократился. На фоне закрытия ряда производственных компаний в Европе во 2 квартале баланс спрос-предложение сохранился», – делится заместитель директора операционного управления по автоперевозкам AsstrA Виталий Еременко.
По мере смягчения карантинных мер экономическая активность восстанавливается, однако рост экспорта остается слабым. Перевозчики перераспределили транспортные активы, что позволило сохранить пониженные ставки до 3 квартала.
«Сегодня ставки фрахта растут. Причина – ожидание сезона высокого спроса и снижение транспортных мощностей за период карантинных ограничений. Дальнейшая динамика цен на транспортные услуги напрямую зависит от силы спроса, поскольку предложение постепенно восстанавливается», – продолжает Виталий Еременко.
В апреле Всемирная торговая организация (ВТО) прогнозировала, что при худшем сценарии развития событий снижение глобального торгового обмена составит 13-32%. В августе эксперты заявили, что благодаря реакции правительств стран по поддержке локальных экономик, сокращение объемов мировой торговли не достигнет критических показателей. По оценке ВТО, объем мировой торговли будет расти на 2,5% в квартал, что соответствует оптимистичным прогнозам.
О восстановлении производственного сектора Европы свидетельствует рост Индекса деловой активности в производственном секторе (PMI - Purchasing Managers Index). Значение выше 50 указывает на рост сектора.
Виталий Вербилович
«Уровень деловой активности в ЕС сегодня составляет 51.7 – максимальный показатель с декабря 2018. Цифры свидетельствуют о результативной работе над преодолением последствий пандемии», – комментирует Виталий Вербилович, руководитель отдела исследований и развития в AsstrA.
Партнер группы компаний по обеспечению прозрачности перевозок Shippeo разработал интерактивную карту восстановления логистических цепочек: https://livesupplychain.shippeo.com/#/. Информация о производственных мощностях и движущемся транспорте регулярно актуализируется.
«В начале июня показатель составлял 60%. В соответствии с последними обновлениями европейские цепочки работают на 94% мощности. FMCG, металлургическая и химическая промышленность выступают лидерами этого роста, в то время как машиностроение и строительная отрасль продолжают восстанавливаться после пандемии», – добавляет Виталий Вербилович.