В логистической отрасли первый и четвёртый квартал закономерно считаются сезоном семян. В этот период выразительно увеличивается спрос на доставку сельскохозяйственных культур и удобрений. Согласно Европейской ассоциации агентств по сертификации семян (ESCAA – European Seed Certification Agencies Association), европейский экспорт семян в 2019 году достиг отметки в 8,3 миллиарда евро. Половину экспортируемых сельскохозяйственных культур составляют овощные семена и кукуруза.
В список лидирующих стран по поставкам входит Франция, Испания, Венгрия, Румыния, Германия и Нидерланды. Начиная с 2002 года ведущие игроки рынка семян и удобрений выбирают международную группу AsstrA для планирования, управления и контроля грузопотоками. За прошедшие два десятилетия эксперты компании детально изучили специфику отрасли, требования к сопроводительной документации, а также к экспортным, импортным и транзитным процедурам.
За посевной сезон 2020-2021 для корпоративных Клиентов выполнено свыше 2 000 заказов внутри Европейского союза, а также из европейских стран в Россию и Украину.
Юлия Садоводова
«Международные компании с мировым именем выбирают группу AsstrA уже более 15 лет. За этот срок компания накопила пул проверенных транспортных поставщиков, которые знакомы с нормами и стандартами перевозок семян, подкованы в документации и сертификатах. Каждый Клиент сельскохозяйственной промышленности получает сезонные грузы в срок, что для такого рода перевозок считается критическим», – отмечает Юлия Садоводова, руководитель отдела продаж по проектной логистике в AsstrA.
Первые заказы на доставку семян поступают в октябре. Продукцию отгружают на морские суда, так как этот вид транспорта позволяет доставлять большие объемы. Для заказов, которые поступают в декабре, в пик сезона, выбирают автомобильный транспорт. Такое решение подходит из-за более короткого транзитного срока доставки.
Наталья Иванова-Колаковская
«Первая сложность, которая требует внимания при перевозке семян за пределы ЕС, – это документация. Груз идет в сопровождении фитосанитарного сертификата, выдаваемого на месте загрузки. Важно соблюдать полноту и правильность его заполнения, чтобы избежать «сюрпризов» во время прохождения пограничного контроля при экспорте из ЕС. Требуется также учитывать сроки действия сертификата при планировании транзита, – рассказывает Наталья Иванова-Колаковская, заместитель регионального директора в странах ЕС и кантри-менеджер по региону Франции. – Наличие строгого фитосанитарного контроля ограничивает транспортные компании в выборе схемы доставки. Например, нужно помнить, что недопустима промежуточная перевалка грузов. Соответственно при экспорте из Европы небольшого количества семян лучше отдать предпочтение перевозке отдельным малотоннажным автомобилем, чем в составе сборной отправки».
Для транспортировки семян сельскохозяйственных культур используют мягкие контейнеры или, другими словами, биг бэги на паллетах. Однако такая упаковка считается нестабильной и деформирует тент машины. Поэтому также встречаются упаковки в мешках по 25 килограмм, которые складываются стопкой на паллете и мобилизуются пленкой в несколько слоев.
«При перевозке семян крайне важно проверить и сообщить логистическому оператору стоимость груза. Семена для посева, как правило, недорогие. В запросе на доставку материнских семян, предназначенных для дальнейшего производства семян, стоимость продукции в одной машине доходит до 2,5 млн. евро. Для перевозки такого груза предпринимаются дополнительные меры безопасности: команда AsstrA рекомендует корпоративным Клиентам сделать выбор в пользу изотермы с жесткими бортами, предусмотреть дополнительное страхование груза. Маршрут перевозки для каждого такого автомобиля разрабатывается специалистами компании отдельно с учетом рисков. Заранее планируется транзит и определяются платные круглосуточно охраняемые парковки для отдыха водителей по пути следования», – резюмирует Наталья Иванова-Колаковская.