Пандемия нанесла ощутимый удар европейской экономике. С начала локдауна экспорт из Евросоюза в другие страны мира уменьшился на 9,4% по сравнению с 2019 годом, импорт – на 11,6%. Торговля внутри ЕС сократилась на 7,5%.
Транспортно-логистическая отрасль не стала исключением. Кризис, возникший после изменения спроса, приостановки работы промышленных предприятий и введенных ограничений, привел к дисбалансу грузопотоков. По словам Виталия Вербиловича, руководителя отдела исследований и развития в AsstrA, экономика стран, входящих в состав Европейского Союза, терпит ощутимые потери.
Виталий Вербилович
«Ограничения разной степени жесткости изменили бизнес-среду, уменьшилось количество дееспособных компаний. По некоторым оценкам, рынок грузоперевозок в 2021 году потеряет в объеме до 40% в сравнении с 2019. Растет спрос на оперативные точечные доставки товаров в сборных перевозках (LTL) и снижается на полную загрузку транспортного средства (FTL)», – добавляет Виталий Вербилович.
В Европе в продуктовом разрезе наибольшее падение спроса зафиксировано в энергетическом секторе, после следует автомобильная отрасль и промышленные товары. Продукты питания и напитки, сырье и химикаты вошли в немногочисленную группу с уровнем спроса близким к показателям 2019 года.
«В производстве стройматериалов и металлургии падение спроса на логистические услуги в пиковые периоды на европейской рынке достигало 40-50%. В других, таких как вода и напитки, FMCG, напротив, произошел рост на 20-30%. При этом ситуационное сокращение в отрасли не означает, что этот сектор переходит в разряд бесперспективных для логистического провайдера, – продолжает Виталий Вербилович. – Например, сфера машиностроения, химической промышленности, стройматериалов продемонстрировали сильное падение за период пандемии. Однако занятый объем рынка позволяет оставаться в списке отраслей с повышенным спросом на логистические услуги. В отличие от фармацевтики и деревообработки, где спрос на доставку в пандемию увеличился, однако в сравнении с другими отраслями объем грузопотоков невелик».
В 2020 году Китай стал доминирующим партнером ЕС, что подтверждает увеличение импорта (+5,6%) и экспорта (+2,2%). В то же время в торговле с США было зафиксировано отличительное падение как импорта (-13,2%), так и экспорта (-8,2%).
Пандемия повлияла на характер спроса. Потребительские предпочтения быстро меняются, что требует от бизнеса оперативных решений. На скорость внедрения изменений влияет близость мест производства к конечному потребителю. Сложности, возникшие в логистических цепочках в период локдауна, заставили производителей пересмотреть стратегию развития.
Наталья Иванова-Колаковская
«Во Франции, например, профсоюзы все чаще требуют у местных компаний переноса производственных мощностей внутрь страны. В ЕС наблюдается тенденция снижения себестоимости единицы изделия по мере модернизации мощностей в соответствии с моделью “промышленность будущего”. Если к стоимости изготовления товара добавить затраты на логистические услуги при доставке с другого континента и учесть углеродный след транспорта, то не исключено, что в ближайшее время возникнет тренд на релокацию фабрик в Евросоюз, – делится Наталья Иванова-Колаковская, заместитель регионального директора в странах ЕС и кантри-менеджер по региону Франции. – Хочется верить, что в 3 квартале 2021 года экономику Евросоюза ждет рост, сравнимый со скачком после снятия локдауна в прошлом году. Судя по нынешнему смягчению карантинных мер появляются предпосылки для повторения положительного сценария».