Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), частью которого является и Дальний Восток России - это регион активного экономического развития. А активная интеграция российских территорий в эти процессы является первоочередной задачей, которой и подчинены стратегии развития транспортной, в частности портовой системы Дальнего Востока.
Надо отметить, что объемы внешнеторговых операций со странами АТР ежегодно увеличиваются. Так, по данным ФТС России, за первые шесть месяцев 2018 года прирост российского экспорта в страны региона составил почти 30%, по сравнению с первым полугодием 2017-го. Несмотря на то, что Китай по-прежнему остается основным партнером России, товарооборот между с Южной Кореей растет.
Естественно, если говорить об экономических отношениях и росте торговли, на передний план выходит развитость транспортной и логистической сети в целом и портовой инфраструктуры в частности. Свое влияние на модернизацию портовых мощностей в регионе оказывает стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, разработанная при участии министерства транспорта РФ.
На Дальнем Востоке России около 22 торговых портов. Крупнейшими универсальными портами являются: Восточный, Ванино, Владивосток и Находка.
Дальневосточные порты по итогам 2018 года показали прирост грузооборота более чем на 5%. Так, перевалка грузов через порт Владивосток за прошлый год выросла на 24,5%, Находка ¬– на 2%, а порт Восточный – на 0,5%.
Стабильный рост является результатом планомерной работы, реализуемой руководителями портов, муниципальными и федеральными властями для улучшения производительности портовой и сопутствующей транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Была модернизирована техническая база в портах, что позволило сократить простои вагонов при перегрузке с железной дороги, во Владивосток с морских терминалов грузы вывозятся короткими партиями на близлежащие железнодорожные терминалы для формирования дальнейших маршрутов. Однако, несмотря на все усилия, до среднемировых показателей Азиатско-Тихоокеанского региона (порты Шанхая, Пусана, Нагои) мы пока, к сожалению, не дотягиваем.
Для дальнейшего развития и наращивания объемов грузопотоков необходимо устранение ряда проблем, таких как недостаточная грузопропускная способность терминалов, нехватка припортовых коммуникаций, высокий износ оборудования, а также недостаточная пропускная способность ж/д. Последний фактор является наиболее значимым для дальнейшего развития всей транспортной системы Дальнего Востока, так как пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей весьма ограничена. Сейчас на долю Транссибирской магистрали приходится более 80% грузооборота и около 40% внутреннего пассажирооборота в регионе. Ежегодно по Транссибирской магистрали перевозится более 100 млн тонн различных грузов, а по Байкало-Амурской магистрали (БАМу) – до 20 млн тонн грузов (в основном уголь, нефть и нефтепродукты). И более 70% этого грузопотока приходится на порты.
Российская логистика в АТР: итоги 2018 года и планы на 2019-й
Раздел Новости рынка Дата 30.01.2019