По оценкам Fashion Consulting Group (FCG), в 2019 году оборот российского fashion-рынка сократился на 3-4%, до 2,26-2,29 трлн руб. С чем связано падение?
Продажи одежды, обуви и аксессуаров падают впервые с 2015 года, когда показатель снизился на 9%, до 2,27 трлн руб. Годом позже оборот рынка вырос на 1%, до 2,3 трлн руб., а спустя еще один год – на 3%, до 2,36 трлн руб. В 2018 году показатель оставался на прежнем уровне.
В числе основных причин снижения оборота fashion сегмента эксперты видят, в первую очередь, развитие тренда на снижение доходов россиян и связанной с этим низкой покупательской способностью, и повышение НДС с 18 до 20% – напомним, что новый закон вступи в силу 1 января 2019 года.
Мы опросили экспертов рынка о том, какие еще факторы влияют на жизнедеятельность одного из основных товарных сегментов рынка, и каких изменений можно ждать в ближайшей перспективе.
С чем связано снижение оборота российского fashion-рынка? Мнение экспертовАнастасия Высоцкая, руководитель отдела Fashion&Beauty группы компаний AsstrA также во многом связывает падение рынка покупательной способности населения с повышением уровня инфляции и ставки НДС. Однако это не единственная причина.
«Спад также связан с подготовкой бизнеса к обязательной маркировке и чипированию товаров кодами DataMatrix обуви (с 1 марта 2020 года) и одежды (с 1 февраля 2021 года). Все это также накладывает финансовую нагрузку на стоимость товара, – рассказывает Анастасия Высоцкая.
В целом введение обязательного чипирования приведет к тому, что малый бизнес будет вынужден уйти с рынка, не имея достаточных ресурсов и налаженной инфраструктуры, чтобы апробировать на себе новые правила маркировки товара. Это поспособствует расширению и развитию крупных сетей из массового сегмента и дискаунтеров. Ярким примером может служить широкое распространение сети Familia».
По мнению эксперта, несмотря на активное развитие рынка онлайн-торговли, офлайн ритейл все еще остается основным.
«Однако многие ритейлеры стараются комбинировать схемы продаж, поэтому представлены как офлайн, так и онлайн, чтобы охватить как можно большую часть рынка», – резюмирует руководитель отдела Fashion&Beauty группы компаний AsstrA.
Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics подробно ответил на наши вопросы.
В чём, по-вашему, причина падения рынка?
Значительную роль в падении спроса на рынке фэшн-индустрии сыграло увеличение ставки НДС, которая в 2019 году выросла с 18% до 20%. Это привело к увеличению цен и снижению платежеспособности населения.
К тому же, за последний год значительно подорожали услуги сертификации продукции, а данная статья расходов импортеров и производителей также влияет на стоимость товара для конечного потребителя.
Какие главные факторы влияния на российский фэшн-рынок вы можете сейчас выделить?
Российский рынок фэшн-ритейла активно развивается – интерес к нему проявляют большое количество брендов, однако на данный момент наиболее привлекателен он для торговых марок бюджетного сегмента.
Это связано с тем, что потребители не готовы переплачивать за качество и бренд товара, отдавая предпочтение среднему и низкому ценовым сегментам. Продажи товаров класса люкс при этом стремительно падают. Также наблюдается продолжающийся рост интернет-торговли, что обусловлено ценовой политикой многих интернет–площадок, а также удобством совершения покупок онлайн.